?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пришло время говорить о космическом аналоге геополитики. Первое, что скажет мне кто угодно: ситуация здесь сильно зависит от выборов, сделанных на предыдущих шагах. Я даже сам скажу себе это. Поэтому обобщим для начала сказанное ранее. Как я уже говорил, и как мне подсказывали в комментариях, существует ряд постулатов, которые нужны для хорошей космооперы.

Постулаты

1) Существует способ вывода груза на низкую орбиту путем безракетного старта с помощью циклопических сооружений, сводящий стоимость космических путешествий по крайней мере к стоимости современных коммерческих авиаперевозок. Существует альтернативный способ, использующий условно автономные модули, нуждающиеся лишь в инфраструктуре размером с современный аэропорт, сводящий стоимость космических путешествий по крайней мере к стоимости современной сверхзвуковой авиации.

1.1) Энергетические возможности цивилизации позволяют организовать по такой цене для средней колонии грузооборот N1 млн. тонн в год, а для центральной планеты - N2 млн. тонн в год.

2) Существует способ космических путешествий, при котором полеты между внутренними планетами Солнечной системы занимают не больше чем несколько месяцев. Это не стоит существенно дороже, чем выход на орбиту, но может требовать уникальных ресурсов. И, чего уж там, действительно их требует.

3) Для любых звездных систем А и Б, расстояние между которыми не превышает Х световых лет, существует способ перенести корабль из некоторой (не обязательно произвольной) точки системы А, в некоторую (не обязательно произвольную) точку системы Б. При этом, с точки зрения внешнего наблюдателя, путешествие все еще занимает не больше, чем несколько месяцев.

3.1) Могут существовать отдельные пары систем, для которых способ не работает, или даже структуры межзвездного масштаба, нарушающие связность. Главное чтобы способ работал глобально и позволял создать густую транспортную сеть. Гиперлинии из "Стеллариса" все еще подходят.

3.2) Для этого способа не работает закон Джона, то есть, его использование само по себе не делает корабль опасным для планет в окрестностях выбранных точек в системах А и Б.

3.3) И вообще особенности способа максимально затрудняют галактический терроризм. Это почти наверняка означает невозможность для выбранных точек находиться в сфере Холла планеты. Это почти наверняка означает, что использование способа заметно в системе прибытия, по крайней мере если не приложить к этому дополнительных усилий, которые стоят гораздо дороже собственно путешествия. Разумеется, вас заметят только если на вас смотрят, но если речь идет о цивилизованных системах, то по умолчанию это так.

4) Поскольку связь без задержки не относится к необходимому кларктеху, следует предположить, что ее (пока) нет. Единственным средством сверхсветовой связи являются космические корабли. Возможно, в виде одноразовых беспилотных почтовых капсул. Это также полезно для сюжета, потому что отсутствие возможности мгновенно связаться с начальством по любому вопросу вынуждает расширять полномочия исполнителей на местах.

5) Поскольку героями являются люди, следует предположить, что сильного ИИ (пока) либо вообще нет, либо нет в форм-факторе типичного космического корабля. То есть, полная автоматизация экономики государства или жизни мегаполиса возможна, но путешествий к другим планетам или их освоения - нет.

О важности числа N

Учитывая специфику космического транспорта, имеет смысл считать именно грузы, выведенные на переходную орбиту, а повезут их на Луну или в соседнюю звездную систему - уже не столь важно. Конкретная цифра не так важна, как порядок величины. Один миллион тонн - это грузооборот чуть больше, чем сейчас у крупнейших портов в мире. Но речь идет о целой планете, и было бы опрометчиво сравнивать ее с одним портом.

Вот так выглядит статистика для грузооборота России. Речь идет о миллиардах тонн. А Россия - это еще не Китай и не США, экономика которых сильно завязана на перевозку огромных грузов по морю.

Сравнивать планету с городом опрометчиво. Чтобы упомянутые выше циклопические системы безракетного старта окупались, нужен циклопический грузооборот. Для этого планету нужно осваивать если не полностью, то хотя бы континентами. При этом, галактическое разделение труда в масштабе, который наблюдается сейчас между странами, возможно только при N>>1000, а это чересчур оптимистичная оценка. Сегодня 62% мирового грузооборота приходится на невероятно дешевый морской транспорт. Представьте, что его нет, и все межконтинентальные перевозки были бы возможны только с помощью авиации. Как выглядит глобализация в таких условиях? Никак?

Не то чтобы совсем никак. Значения N<1000 возвращают нас с точки зрения глобализации в Средневековье. Тогда тоже существовала торговля, в том числе трансконтинентальная. Пути из варяг в греки, муссонная торговля в Индийском океане, шелковый путь, золото-серебряный насос. Это было слишком долго, опасно и, как следствие, дорого, чтобы возить футболки. Возили природные ресурсы, которых в месте назначения либо просто нет, либо нет в таких количествах. Продукты обработки растений, которые в климате места назначения не растут, и животных, которые не водятся. Ремесленные изделия высокого качества, на которые в месте назначения нет ноу-хау. И другие вещи не просто ценные, а сверхценные. Как сейчас говорят, предметы статусного потребления. С поправкой на космическую эру, выгодно возить и некоторые виды сырья/полуфабриката, в основном редкие металлы, потребность в которых небольшая, но при этом они незаменимы. Так и получается, что географического разделения труда нет, а торговая ценность есть.

Такой расклад кажется мне выгодным для сеттинга. С одной стороны, далеких звезд не так уж сложно достичь, с другой - на жизнь простого смертного это влияет мало. Если обыватель и может позволить себе инопланетные товары, то не слишком часто. Большая часть потребляемого им продукта произведена либо на его планете, либо на соседних. Да, возможно, для этого пришлось жечь в ядерном реакторе привезенный из соседней системы обогащенный уран, но обывателю до этого дела нет. В случае блокады, ему все еще доступна энергетика из возобновляемых источников или местных углеводородов. И да, придется отказаться от сотого айфона и сидеть еще пару лет на девяносто девятом. Вот это уже серьезнее :)

По части продуктов первой необходимости неизбежна автаркия, а где автаркия, там и феодализм. Королевства, империи и федерации в космосе будут гораздо более децентрализованными, чем сейчас на Земле. Зато высокая автономность отдельных планет упрощает колонизацию. На новой планете твой уровень жизни почти не упадет, зато теперь ты будешь сам себе голова, хоть и с оговорками. До постройки систем безракетного старта (которые строить долго и сложно) крупные государства вряд ли будут очень сильно заинтересованы в экономической эксплуатации тебя, особенно если улететь подальше. Собирай друзей, продавай квартиры в Москве, покупай корабль, грузи на него автофабрику и вперед. Главное подумать о защите от мелких хищников.

Да, концентрированная торговая ценность облегчает жизнь пиратов и контрабандистов. Когда в одном караване больше золота, чем крестьянин за всю жизнь видит, высокие риски разбойника сполна окупаются. Когда одна фарфоровая тарелка стоит целое состояние, контрабандисту легче спрятать груз в пространстве между переборками. Более того, концентрация торговой ценности делает интереснее и жизнь торговца тоже. В ней от этого больше романтики и меньше рутины.

Самодостаточность большинства планет в некотором смысле является гарантией от всеобъемлющих тотальных войн. С точки зрения планеты, которая обеспечивает большую часть своих потребностей, в космосе большинство территорий имеет ценность исключительно как ресурс для колонизации, которая, к тому же, возможна только при относительной пассивности противника. Захватывать другую такую же планету смысла мало, но набег с целью разбомбить вражеские заводы или перехватить вражескую торговую ценность может быть оправдан. Мы снова возвращаемся в эпоху викингов, когда боевые действия малой интенсивности велись везде и постоянно, а вот крупные завоевательные походы случались очень редко. Но они будут случаться, потому что редкие ресурсы все же есть, и за них стоит воевать.

О важности числа Х

Именно число Х из пункта 3 определяет возможность существования галактических империй. По моим волюнтаристским оценкам, в сфере радиусом 50 световых лет, постоянное население имеют в среднем 3,5 планеты. Каждая десятая из звезд - аналогов Солнца. А теперь давайте посмотрим на карту.

Здесь вы можете видеть эту самую сферу радиусом в 50 световых лет, в которой изображены все звезды, чья видимая звездная величина превышает 6,5. То есть, прикидывая масштаб проблемы, надо понимать, что некоторых карликов мы тут не видим, но все звезды класса G и выше изображены. На это карте отмечены Бета Гончих Псов (Чара), Альфа Столовой Горы и 61 Девы. Мастерским произволом они назначены теми самыми тремя звездами, вокруг которых крутится-вертится шар голубой. Допустим, на первых двух находятся столицы космических империй/федераций/альянсов, желающих повоевать за третью.[Уходящий Кот образовательный]В рамках великой миссии научпросвета, должен сказать, что на данный момент мы допускаем возможность наличия в системе 61 Девы планеты, подобной Земле, хотя покамест не нашли ее. Вокруг двух других звезд планет на данный момент вообще не обнаружено, их выбор действительно произволен и сделан именно таким образом для наглядности примера.

Если число Х - 100 световых лет, то все хорошо, прекрасно и по Переслегину. Чарийцам одинаково легко добраться до спорной территории и до вражеской метрополии, так почему бы им просто не того-этого?

Но допустим, у нас Х=10. Тогда с оспариваемой территорией всем крупно не повезло. В радиусе 10 световых лет от 61 Девы есть только два красных карлика и один оранжевый. Любая логистика обеих сторон состоит из нескольких переходов. Чарийцы предпочли бы, чтобы третья планета нашлась в системе 61 Большой Медведицы (61 UMa на карте), им до нее один переход. Но мы не выбираем реальность, в которой живем. Так что, остается утешать себя тем, что у горцев дела намного хуже. Это не два или три перехода, это четыре или пять. Это значит, что логистика чарийцев вдвое проще, а логистика горцев еще и вдвое более уязвима для действий рейдеров, которые могут базироваться в любой системе. Напоминаю, каждый переход занимает несколько месяцев. У чарийцев время реакции полгода, у горцев - год. Для колонизации мелочи, а вот для боевых действий уже несколько затруднительно. Но все еще гораздо проще, чем атаковать друг-друга напрямую. Потому что время переброски подкреплений между метрополиями воюющих государств сравнимо с временем их формирования. Проще говоря, если где-нибудь на полпути (в неприметной системе с названием Сол) чарийцы разобьют и обратят в бегство горцев, то пока победители залижут раны и перегруппируются для решительного рывка к метрополии противника, там уже новый флот построят.

Мир лучший, чем довоенный

Победа в логистике - это половина победы в войне, но всего лишь половина. Допустим, горцам повезло отбить 61 Девы, и теперь они создают там колонию. Этот успех приносит им лишь временное облегчение. По мере того, как колония растет и становится все более самостоятельной, местные власти начинают все больше думать о том, что если провозгласить независимость, помощь от Чары придет в два раза быстрее, чем каратели из метрополии. А если этого не делать, то в возможной следующей войне основной удар чарийцев будет нанесен как раз по ним, в то время как правительство благополучно отсидится на безопасном удалении. Соблазн послать горцев подальше становится все более велик.

Перед метрополией горцев стоит гораздо более интересный вопрос: не стоит ли добиться окончательной победы и привести врага к покорности. Нет, им это категорически невыгодно! Тогда сложится щекотливая ситуация, в которой Гора контролирует Деву, Дева контролирует Чару, но вассал моего вассала - не мой вассал. Гора контролирует Чару чисто символически, потому что время прямой реакции для нее слишком велико. Если раньше Чара просто могла поддержать восстание на Деве, то теперь гарантированно поддержит. От этого идея независимости становится для колонистов еще более привлекательной. Поэтому захватывать и включать в свою нарождающуюся звездную империю Чару горцам нельзя. Хотя пройтись по ней паровым катком экстерминатуса все еще можно.

Еще есть вариант "возглавить пьянку, которую не можешь остановить". То есть, перенести столицу на Деву. Но тут начинаются тонкости внутриполитического характера. Хорошо если государство горцев организовано как банановая республика, где власть диктатора обеспечивается лояльностью конкретных людей, которых можно пересчитать по пальцам. Но банановые республики не осваивают космос. В промышленно-развитом государстве всегда есть широкие круги, лояльность которых необходима для пополнения казны. В конечном счете, для пополнения казны необходим интеллектуальный труд населения, а значит без его лояльности контроль казны невозможен. Правитель, переехавший на Деву, рискует получить восстание уже на родине, которая пока что гарантированно сильнее. Буржуазия говорит "нет" налогам без представительства. Пролетариат говорит "нет" буржуазии, которая эксплуатирует их страну с другого конца Ойкумены. Кому такое надо? Гораздо проще не захватывать Чару, но постоянно готовиться к войне с ней и время от времени осуществлять спорадические бомбардировки. Как говорил классик, война - это мир.

Пределы роста встают в полный рост

Но могло быть и гораздо хуже. Посмотрите на HR 6998 (возле стрелки на галактический центр) и представьте, что там нашли хрендостаниум, который важен для исхода конфликта. Теперь чарийцы с горцами пытаются добраться еще и до него. Каждая сторона тратит на путешествие не менее двух лет, что гарантированно исключает высокую интенсивность конфликта.

Если же еще в шести переходах за стрелкой найдется четвертая звезда, вокруг которой крутится-вертится шар голубой, то ни в горскую империю, ни в чарийскую этот шар по-настоящему не войдет. Даже если какие-нибудь чарийские мормоны отправят туда корабль с колонистами и смогут привлечь инвестиции, империя, которая находится на расстоянии пяти лет пути в один конец, им в далекой перспективе ничего не может предложить и, скорее всего, даром не нужна. Равно как и они ей. Об осмысленности полноценного государственного управления на таком расстоянии вообще помолчим. О покойных либо хорошо, либо ничего.

Поэтому при таких маленьких значениях Х звездные империи невозможны, хотя звездная экспансия силами энтузиастов все еще возможна. Хорошей затравкой для космооперного сеттинга может стать история о том, как несколько сотен лет люди расползались по галактике при Х=10, создавая в основном независимые государства, каждое из которых было объединено вокруг своей идеи. А потом условный Рим научился "строить дороги", оказалось, что Х=100, и понеслась... Расстояние измеряется временем. Что-то похожее было в "Видоизмененном Углероде", одна из героинь сериала сокрушалась, что "она думала, что дарит людям возможность увидеть мир, а вместо этого построила дороги для Рима". Но Протекторат не является звездной империей в классическом смысле слова и заслуживает отдельного разбора.

Плотность сети

Как можно было заметить, перейдя по приведенным в посте ссылкам, более абстрактные разговоры о влиянии скорости на стратегию у меня уже были. Разговоры о размере грузооборота были пока только в комментариях. Разумеется, критическим фактором здесь является еще и плотность обитаемых планет, которую я задал очень волюнтаристски. Меняя этот параметр, мы меняем тот Х, при котором складывается определенная ситуация. Империя подразумевает связную сеть, в каждом узле которой кто-то сидит. Даже если путь между соседними узлами может занимать несколько месяцев, путь от столицы до краев не может занимать сильно больше года. После этого центростремительные тенденции начнут перевешивать. Кстати, год - это опыт реально существовавших империй. А вот после этой цифры начинались проблемы.

Еще желательно иметь много узлов, хотя бы десяток, чтобы восстание одного из них можно было легко подавить за счет соседей. Система, в которой есть сюзерен, вассал, и вассал моего вассала - не мой вассал, заведомо неустойчива. Но если на каждом уровне вассалов хотя бы трое, сидеть на таком табурете становится гораздо проще. Если их не трое, а больше, то можно даже болтать ногами. Они никогда не договорятся между собой сразу все. Разве что правитель забьет на интриги совсем уж полностью или сделает какую-нибудь фатальную глупость, отвращающую от него большинство подданных.

На этом пока все.

Recent Posts from This Journal

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
lj_frank_bot
May. 20th, 2020 06:47 pm (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Космос.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
vonstrang
May. 21st, 2020 06:39 pm (UTC)
В случае блокады, ему все еще доступна энергетика из возобновляемых источников или местных углеводородов

Теоретически.
А практически её надо строить с нуля, между делом изобретая заново соответствующие технологии, давным-давно забытые за ненадобностью. Не факт, что имеющиеся в доступных архивах и т.д.
Это в ситуации когда поставляемые с других планет товары действительно незаменимы. Т.е. прекращение поставок означает не умеренный дискомфорт, а планетарный экономический кризис с катастрофою в перспективе.
nik_pog
May. 21st, 2020 11:05 pm (UTC)
Практически на этой энергетике все равно будет держаться значительная часть экономики молодых колоний. На планете, где в течении сотен миллионов лет существует биосфера, есть запасы нефти и угля. Причем легкодоступные. Конечно, пока это СОВСЕМ молодая колония, и добыча еще не налажена, компактный ядерный реактор (в "Стелларисе" стандартный протокол подразумевает, что его снимают прямо с колониального корабля) может иметь свои плюсы. Возить бочки с солярой через космос бессмысленно, но добытая на месте нефть окажется дешевле привозного урана. ТЭС гораздо проще с точки зрения используемых технологий, чем АЭС. Причем во всех аспектах, от добычи ресурсов через их обработку к строительству и эксплуатации станции. Поэтому технология на большинстве планет не то что не забыта, она все еще продолжает активно использоваться и вносить свой вклад.

С возобновляемыми источниками на Земле главная проблема в том, что большая часть населения развитых стран живет в районах, где они работают плохо. Но на новой планете люди сами выбирают, где поселиться. Проблема номер два в отсутствии нормальных аккумуляторов, но к моменту колонизации других планет это заведомо не проблема. А с точки зрения того, чтобы возить меньше, или вообще собирать из местных ресурсов, солнечные батареи и ветряки гораздо лучше АЭС.

Ядерная энергетика будет действительно незаменима на старых планетах, где под возобновляемую уже нельзя выделить достаточной площади, а полезные ископаемые истощены. Вот по ним блокада ударит. Ну и на всяких базах за линией замерзания, где углеводородов в принципе нет, а тем, что дает звезда, сыт не будешь. И, конечно же, на самих космических кораблях.
vonstrang
May. 22nd, 2020 07:57 am (UTC)
ТЭС гораздо проще с точки зрения используемых технологий, чем АЭС

И паровоз проще автомобиля, но попробуй наладить их выпуск сейчас. Когда с производства они сняты ещё в 1950-е.
Если с ТЭС к началу колонизации произойдёт то же самое, и энергетика метрополии будет держаться на атоме, термояде и возобновляемых источниках, то эту же схему будут в меру сил воспроизводить колонии. Невоспроизводимые колониальной промышленностью компоненты импортируются из метрополии. Чем дальше -- тем меньше, но думаю, что метрополия будет удерживать ключевые звенья производственного цикла в своих руках, сколько может. Собственно, те самые изделия высокого качества, на которые в месте назначения нет ноу-хау. Только не статусные, а вполне народнохозяйственные. Утрата доступа к которым бьёт по всей планетарной экономике, а не одному уровню комфорта элиты.

И это не столько к энергетики или другим отраслям, сколько к заявленному на жизнь простого смертного это влияет мало. Межпланетная торговля должна влиять именно что на жизнь рядового планетного обывателя, не прямо так косвенно. Не "отказаться от сотого айфона", а остаться без сотовой связи вообще в некоторой перспективе, когда иссякнет запас привезённых с другой планеты нанопроцессоров, и т.п.

По части продуктов первой необходимости неизбежна автаркия

Здесь тоже могут быть варианты.
Импортируется, например, генетический материал скота, без которого популяция выродится за несколько поколений. Посевные семена, компоненты сельхозтехники, энергетических установок и т.п. Всё, что не занимает много места и веса на борту транспорта, и на чём могут держаться отдельные отрасли планетарного хозяйства.
nik_pog
May. 22nd, 2020 01:04 pm (UTC)
Я про то, что имея под ногами такое богатство, как нефть по ценам 1900 года, колония наверняка заново разработает ДВС. Не "в случае нужны", а прямо сразу. Туда ведь придется отправить на ПМЖ множество специалистов, как биологов, так и инженеров. Без этого колония скукожится в первые пару лет.

Солнечные батареи и ветряки тоже не являются продуктами какого-то потрясающе сложного технологического цикла даже сегодня. И этот цикл придется упростить уже на этапе колонизации Луны. Вспоминаем, как все работает в Surviving Mars.

Еще на первом этапе (Х=10) большинство колоний не государственные, и даже не коммерческие, а идейные. Государство радостно заселяет ближайшую открытую землеподобную планету, благо работы там хватит лет на сто, а к более отдаленным летят мормоны, анархисты, жаждущие независимости малые народы и другие. Их расчет на то, что пять лет пути в один конец - нормально для колонизации, но для военных действий уже нет. Минус в том, что линии коммуникации тоже растянутые, поэтому они рассчитывают как можно быстрее выйти на самообеспечение по всем ключевым позициям. На втором этапе (Х=100) подобных колоний никто не отменяет, они просто дальше. Близкие колонии могут попасть в прямую зависимость, но это именно те планеты, которые на первом этапе уже заселены и не умирают без поставок. Хотя разбомбить силами Dirty Work Inc. заводы колонистов, чтобы на какое-то время создать спрос, вполне может быть темой.
vonstrang
May. 22nd, 2020 06:44 pm (UTC)
Без этого колония скукожится в первые пару лет.

В первую пару лет колония это безлюдная земля, на которую только что начали прибывать люди. Которых надо где-то разместить и чем-то накормить, между делом доисследуя окрестности на предмет -- не просмотрели ли на предколонизационном этапе каких-нибудь ништяков, которые прямо сейчас можно толкнуть метрополии.
Из метрополии прибывает строительная, сельскохозяйственная и прочая техника, из метрополии прибывают рабочие, фермеры и иже с ними. И ближайшие даже не годы, а десятилетия колония будет жить на том, что привезено и продолжает привозиться из метрополии. Постепенно налаживая выпуск комплектующих, чтоб ремонтировать на месте и сразу, а не дожидаться очередной поставки; затем расширяя ассортимент, до производства тех же моделей на четверть -- треть -- половину и больше из местных деталей. Изобретать ничего не надо, всё уже изобретено в метрополии. Тот же трактор на электрическом ходу, те же солнечные батареи и ветряки для обеспечения его электричеством и т.д. Это не конкуренция двух веток дерева технологии, (к примеру, электро и ДВС), о которых мы давеча спорили. Это снова конкуренция того, что есть сейчас и того, что только находится в разработке. Только в этот раз они поменялись местами. Принцип остался тем же.

Еще на первом этапе (Х=10) большинство колоний не государственные, и даже не коммерческие, а идейные

Нет.
Для начала, всё, что "мормоны, анархисты и малые народы" могут использовать для своих колониальных проектов, начиная от транспорта, они должны где-то взять. Сами изобрести и построить не потянут, так что взять придётся у государства. Если у него есть лишнее и по доступной цене. Но чтоб оно появилось, нужна вначале госпрограмма колонизации, потом массовое строительство, цикл использования и износа/устаревания. Когда старые корабли для государственного флота, к примеру, уже годятся, но их ещё можно продать каким-нибудь нищебродам -- пусть доэксплуатируют на свой страх и риск.
Дальше, расчет на то, что пять лет пути в один конец - нормально для колонизации -- ошибочный. Для колонизации нужна усточивая связь с метрополией, постоянный приток материалов и колонистов. Шансы колонии-изолята выжить не то чтобы совсем нулевые, но близкие к нулю даже в условиях Земли, не то что космоса и других планет. Если уж мы закладываемся на некий реализм.
Космос -- не прерия, звездолёт -- не фургон, но даже в эпоху фургонов и прерий изолированным общинам упоротых религиозных фанатиков, икарийцев-утопистов и прочих быстро становилось неуютно. Собственно, настоящие мормоны, раз о них зашла речь, и активно проповедовали своё учение, отчего в Юту постоянно шёл поток иммигрантов (так, что за первые десять лет её население учетверилось, от 11,3 до 40 тысяч, за следующие десять -- удвоилось с гаком, до 86), и торговали со Штатами.
И уж если на ближайших землеподобных планетах работы хватит лет на сто, то бóльшая часть религиозных и прочих идейных колонистов скорее потечёт туда, прицепом за госпрограммой, если не прямым в ней участием. Создавая свои анклавы, более-менее обособленные, но сохраняющие контакт с соседями, как оно было и ИРЛ. Улетать на звездолётах в неизвестность могут лишь самые упоротые экстремисты, и это ещё вопрос, сколько основанных ими поселений продержится хотя бы два-три поколения.





Edited at 2020-05-22 06:47 pm (UTC)
nik_pog
May. 22nd, 2020 07:22 pm (UTC)
Ну что значит "улетать в неизвестность"? Понятное дело, что как только открыли БЧС, все крупные планетарные государства независимо друг от друга запустили исследовательские миссии ко всем звездам, до которых можно добраться хотя бы и за 5-10 лет. Сначала, понятное дело, к тем, которые поближе. Но процесс не останавливается, так как удивительные открытия ждут. Скажем, экзобиология сразу хочет набрать статистический материал по совершенно разным биосферам. Геологи тоже хотят увеличить выборку до максимально возможной. Капиталисты в предвкушении на тему того, что где-то там может найтись урановая Голконда. Энтузиасты активно заняты поиском других цивилизаций, хотя бы отстающих от нас по уровню технологий. Так что, вся сфера радиусом 50 световых лет благополучно осмотрена еще до начала государственных программ колонизации. В ней найдены все 2,5 пригодные для жизни планеты (третья - Земля). Эти планеты попадают под софиты, великие державы радостно втыкают в них свои флаги и отправляют на каждую исследовательскую миссию. Которая должна сначала построить закрытый купол с помощью управляемых с орбиты дронов, и только потом высадить под этот купол специалистов, которые будут долго и внимательно изучать планету на тему непредсказуемых побочных последствий поселения там. Потому что развившаяся независимо от Земли инопланетная биосфера представляет слишком большую научную ценность, и немедленно ее загрязнять/переделывать - преступление против человечества. Но при этом мы хорошо понимаем, что даже очень похожая на Землю планета может скрывать множество опасностей. Мы живем не во времена крытых фургонов во многих смыслах этого слова.

А параллельно с этим работает тот фактор, что выход на орбиту стоит примерно столько же, сколько сейчас чартер на Бали, и межзвездный перелет стоит еще примерно столько же. Поэтому даже группа не очень богатых людей, готовых продать все, что у них есть, способна без господдержки и кредитов реализовать завязку "Пожара Сиболы". Где как раз показан конфликт между людьми, которые хотят получить свой собственный дом, и нормальной ответственной корпорацией с мудаками в СБ. Конечно же, встанут на ноги только те колонии, которые либо будут достаточно запасливыми, либо найдут, что предложить метрополии хотя бы в плане дешевых лаборабов.

Edited at 2020-05-22 07:23 pm (UTC)
nik_pog
May. 22nd, 2020 07:30 pm (UTC)
Насчет постепенного перехода на самообеспечение, есть очень наглядная игра Surviving Mars, где игроку предлагается основать колонию на Марсе. Она, конечно, не везде дружит с наукой, но принцип передан хорошо. Считая расчет на возобновляемую энергетику (везти только сложные детали для ветряков, солнечных батарей и аккумов, простые делать из местных ресурсов), широкое использование дронов для строительства поселения, в которое потом ступит нога человека, производство топлива и стройматериалов из местных ресурсов, прибыль от экспорта редких металлов. Мы живем вообще не в эпоху фургонов, где основание колонии в основном сводилось к тому, чтобы остановиться на понравившемся месте и начинать махать тяпкой.

ДВС, возможно, будут не местной разработки, а производящейся в метрополии "специально для нужд молодых колоний" моделью. Полная сборка трактора может осуществляться и на месте: корпус сам по себе - это уже не так сложно.

Edited at 2020-05-22 07:31 pm (UTC)
vonstrang
May. 22nd, 2020 09:10 pm (UTC)
Мы живем вообще не в эпоху фургонов

С нами-то понятно, всё, что можно колонизировать -- колонизировано, и даже кое-что из того, что нельзя. Дальше пока некуда. Но в "эпоху фургонов" ИРЛ оно тоже к маханию тяпкой не сводилось, а шло ровно так же с поправкой на технический уровень: собирать на месте всё, что можно собрать из местных ресурсов; везти то, что нельзя или пока дешевле привозить; экспортировать дорогое и редкое. Порох и сталь для того времени такой же хайтэк, как атомное топливо и микрочипы для нашего, и т.д.

ДВС, возможно, будут не местной разработки, а производящейся в метрополии "специально для нужд молодых колоний" моделью

Вряд ли.
Для метрополии ДВС это основательно подзабытое ретро, как те же паровозы сейчас. Начать производство значит де-факто строить его с нуля.
Использовать у себя, если сбыть в колонии не получится, метрополия не может: у неё-то дешёвого углеводородного топлива нет.
Ну и давать в руки колонии лишние шансы подняться до автаркии метрополия не заинтересована. Особенно если не давать проблемы не составит.

Ну и главное, не помню, говорил я об этом ранее или нет.
Если отдельно взятая -- развитая -- планета может обеспечить себя товарами первой-второй необходимости, и прекращение межпланетной торговли создаёт всего лишь умеренный дискомфорт для обеспеченных слоёв населения (типа, я не могу купить новую модель айфона -- ну, буду ходить со старой), то мы получаем в итоге вселенную "полисов", планет-государств, или немногочисленных планет, разделённых между несколькими региональными государствами каждая. Это может быть вероятной моделью развития межзвёздной колонизации, но мы ж сейчас не в футурологию играем, а в космооперу. Для которой больше подходит вариант с более существенной зависимостью от межпланетной торговли и -- следовательно -- формированием более или менее централизованных межпланетных экономических и политических сообществ. Скорее федеративного и конфедеративного типа, чем унитарных, но это же и создаёт почву для внутренних конфликтов одновременно с внешними, т.е. тоже идёт на пользу сюжету. И под эту модель уже надо будет подгонять таймлайн сеттинга, объясняя по ходу дела, отчего история пошла так, а не иначе.

Edited at 2020-05-22 09:10 pm (UTC)
nik_pog
May. 22nd, 2020 10:26 pm (UTC)
Нет, понятно, что саму тяпку тоже надо из чего-то сделать, и для нее тоже существуют запчасти. Я про то, что современное представление о том, что значит "исследовать", драматически отличается от тогдашнего. И про то, что тогдашние колонисты ехали да в другой климат, да к другой фауне, но все это копейки по сравнению с тем разбросом условий, который может предложить космос даже если речь все еще идет о землеподобной планете на орбите звезды - аналога Солнца. Мало того, что условия в новом мире могут сильно отличаться с физической точки зрения, нам еще и придется иметь дело с инопланетным биомом, у которого с земным общего - только конвергенция. Так что, государственная программа исследования других планет будет долгой и кропотливой.

Когда формируется устойчивый рынок "товаров для колонистов", двигатель так или иначе получится сбыть. К тому же, работает схема "утром деньги, вечером стулья". По сравнению с 5-10 летним циклом между заказом и передачей товара время производства, собственно, двигателя занимает не так много. Завод, конечно, простаивать не должен, ну так сегодня выполняем заказ от одной колонии, завтра от другой. Планетарный рынок ничем не лучше. Зато ДВС выгодно отличается от электромотора тем, что подразумевает кучу разнообразных запчастей, кустарное производство которых затруднено, и их подсаженной колонии тоже придется покупать у нас. Конечно, уже сейчас есть мейкер-боты. Собирать с их помощью что-то серьезное выходит гораздо дороже, чем обычным способом, а надежность получившихся деталей ниже. Но если единственная альтернатива - ждать 10 лет, то такая запчасть лучше, чем никакой. Так что, они тоже будут использоваться.

Насчет автаркии... вот, допустим, если сейчас Россия полностью прекратит торговлю с внешним миром, то внезапно окажется, что у нас нет нормального производства электроники из полностью отечественных компонентов. В ближайший год или два мы этого не заметим. Потом окажется, что большая часть нашей электроники сделана из расчета на замену раз в несколько лет, и в нее заложен ровно такой запас прочности. Мы начинаем массово оставаться без телефонов и компьютеров. Уже плохо, но еще не смертельно. После десяти лет изоляции, если мы не наладили у себя техпроцесс (а это правда сложно) начинают выходить из строя стиральные машинки и холодильники. Мы откатываемся по уровню жизни к середине ХХ века... но жить при этом все еще можем. Население России не сильно больше сейчас, чем в начале ХХ века, и с той же территории прокормится. Никому из нас это не понравится, но никто от этого не умрет. Засада куда большего масштаба заключается не в том, что в России нет полного техпроцесса для электроники, а в том, что Россия не может обеспечить себя целым рядом позиций по части фармацевтики. И вот от этого люди уже начнут умирать, но все еще не в очень больших количествах. Таким образом, торговля всем нужна, торговля для всех важна, без нее жить плохо... но можно. Это не миры-ульи из вахи, которые загибаются без поставок продовольствия. Это как имперские миры из вахи, которые, попав в столетний варп-шторм, могут деградировать до произвольного уровня, но через сто лет снова вернутся в Империум. Который, кстати, государство федеративного типа, а местами вообще конфедеративного. Как раз по причине того, что межпланетные путешествия - это дорого и ненадежно.

В исторической перспективе я предположил расселение человечества по схеме полисов при Х=10 с последующим объединением в федерации при Х=100. Это одновременно является ответом на вопрос, откуда у нас столько разнообразных государств людей, если Земля была одна.

Edited at 2020-05-22 10:26 pm (UTC)
vonstrang
May. 23rd, 2020 08:07 am (UTC)
вот, допустим, если сейчас Россия полностью прекратит торговлю с внешним миром, то

Да, я это и имел в виду. С поправкой на то, что в условиях, приближённых к реальным, при этом до уровня условной середины XX века надо будет ещё подняться. На те же холодильники завязана бóльшая часть системы продовольственного обеспечения населения, перестроить её по лекалам 1900/1950-х непросто, тем более, в условиях кризиса.
В сельском хозяйстве железный конь давно сменил крестьянскую лошадку, и если сейчас по каким-то причинам (нехватка топлива, запчастей и т.д.) мы останемся без тракторов -- скатимся даже не к плужному, а к мотыжному земледелию, тяглового скота-то нет. Самих плугов нет и т.д.
Проблема перестройки народного хозяйства на нижестоящий технологический уровень при прекращении доступа к хайтэку не то чтобы совсем нерешаемая, но решать её придётся в условиях, как минимум, планетарного экономического кризиса, что уже ставит под вопрос успешность решения. Если на это накладываются ещё боевые действия (орбитальная блокада, бомбардировки, десанты и т.д.), вероятность успеха околонулевая. И это в принципе выводит нас к классическому эвенту многих космооперных таймлайнов: локальное (на отдельно взятой планете) или универсальное (на всей или бóльшей части обитаемой вселенной) крушение цивилизации из-за коллапса межпланетных коммуникаций. Как правило, вызванного масштабной войной. Планеты, сумевшие удержать более-менее приличный индустриальный уровень, становятся локомотивами научно-технического ренессанса и центрами консолидации новых (или реконсолидации старых) межпланетных государств. И т.д.

Это не миры-ульи из вахи, которые загибаются без поставок продовольствия. Это как имперские миры из вахи, которые

Да, как наглядный литернатурно-игровой пример.

В исторической перспективе я предположил расселение человечества по схеме полисов при Х=10 с последующим объединением в федерации при Х=100

Т.е. первую волну колонизации обусловили сочетание экспансионистских идей (религиозных, социально-философских и прочих) и, видимо, накопившегося к этому времени богатства, которое оказалось вложено в их удовлетворение. По тем же идейным соображениям или просто потому что его было очень много -- хватало и на комфортное существование большинства населения планеты, и на колонизационные программы экспансионистского меньшинства.
Потом идёт более-менее длительный период существования окрепших и автаркичных колоний, мало контактирующих и (следовательно?) не конфликтующих между собой и с метрополией (влияние которой в основном культурно-философское, не политическое и не экономическое); потом очередной виток прогресса приводит удешевляет и, видимо, ускоряет межзвёздные путешествия. Растёт грузооборот, развивается межпланетная торговля, увеличивается её влияние на планетарную экономику, а значит -- и политику, начинаются межпланетные конфликты, появляются межпланетные союзы. Так?


з.ы. Мало того, что условия в новом мире могут сильно отличаться с физической точки зрения, нам еще и придется иметь дело с инопланетным биомом, у которого с земным общего - только конвергенция

Да. Это как раз и ставит под сомнение перспективы создания колоний-изолятов -- за несколько месяцев или лет пути от метрополии и без устойчивой связи с нею.

Зато ДВС выгодно отличается от электромотора

Действительно отличается? Я полагал, что в этом плане они равноценны.

Edited at 2020-05-23 08:13 am (UTC)
nik_pog
May. 23rd, 2020 04:30 pm (UTC)
> Так?

Все так. То есть, какое-то экономическое влияние там, наверное, все же есть, но смысла конфликтовать не очень много. Условная Греция должна создать среду, которую потом завоюет условный Рим. И, конечно же, на одну стабилизировавшуюся колонию приходится несколько коллапсировавших. Потому что окружающая среда кусается. Но особо жаждущих это не останавливает.

> Действительно отличается?

ДВС работает с жидкостью под давлением. Если это не дизель, там еще есть механизм зажигания, в связи с чем состав смеси нужно очень точно контролировать. Возможные допуски при изготовлении имеют гораздо более серьезные последствия, чем в случае с электродвигателем. Я, кажется, уже упоминал простоту в эксплуатации как преимущество электрического трактора.
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

nik_pog
nik_pog

Latest Month

November 2020
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tomohito Koshikawa