nik_pog (nik_pog) wrote,
nik_pog
nik_pog

Categories:

Морской баланс сил между Великобританией и Францией в 1870-х (ч.1)

Разбавлю космическую эпопею возвращением к истокам. Я тут консультирую автора одной АИ по военно-морской части. В данной линии альтернативной истории определяющим для судьбы Европы было довольно вероятное отклонение от главной последовательности: Бисмарк облажался. Австро-прусско-итальянская война закончилась вмешательством Франции, а воевать с ней тогда Пруссия еще не была готова. Франция, конечно, тоже не была способна вернуть свой 1807, но смогла конкретно обломать пруссакам рога. В результате, торжество малогерманского проекта над великогерманским все же состоялось, но он оказался "слишкоммало"-германским. СГС сложился, но южногерманские государства предпочли союз не с Пруссией, а с Францией. СГС оказался гораздо слабее, чем в реальности, и франко-прусской войны 1870-71 не случилось. Вместо этого случилось усиление Франции, которая уверенно движется к статусу европейского гегемона и готова бросить вызов Великобритании. Поэтому важным стал вопрос соотношения сил на море. И я провел анализ.

И чтобы анализ не оставался исключительно в справочных материалах, я решил выложить его здесь. Списки, конечно, были составлены до меня, я их только нашел. Смысл публикации этого в блоге я вижу в следующем:
0) Списки существуют, но существуют отдельно. Места, где их свели бы в один мега-список, я не нашел.
1) История крейсеров, про которые я писал статьи, начиналась как раз в 1870-х, и подобный анализ задает фон, который может быть полезным для понимания.
2) Развилка альтернативной истории, в которой германский пасьянс не сложился, кажется мне весьма продуктивной. И очень красивой, потому что ИРЛ германский пасьянс сложился чудом, даже минимальное отклонение от главной последовательности может создать совсем другую историю. А вообще в 1870-х в мире происходит очень много интересного, и для разработки любой из этих тем анализ полезен.
3) Частью анализа является оценка боевых возможностей кораблей, а значит попытка их классификации для того периода, когда с этим было очень сложно.

План такой. В первой части я расскажу о железных, деревянных и композитных аргументах Royal Navy в пользу того, что это все еще сильнейший флот в мире. Во второй части поговорим о французах и перспективах прямого противостояния. В третьей - о второсортных морских державах, которые являются потенциальными союзниками той или иной стороны. Небольшим бонусом будет четвертая часть об альтернативном российском кораблестроении, в котором нет "поповок", но есть колониальные амбиции.

N.B. Учитывая, что текст писался для АИ как условно внутримировой, в нем присутствуют обороты "современный", "к настоящему времени", етс. Читая их, надо иметь в виду, что под "настоящим временем" подразумевается 1871 год, плюс-минус. Обороты "огромный", "внушительный", етс. также следует рассматривать как "по меркам начала 1870-х". Убирать их при вычитке для ЖЖ я не стал, мне кажется, так атмосфернее. Однако, переодические ссылки на то, как оно было ИРЛ, тоже встречаются.


Великобритания - список устаревших броненосцев

HMS Royal Oak

Первые океанские броненосцы (броненосные фрегаты) “Воин” и “Черный принц”. Официально называясь “фрегатами” имеют огромное водоизмещение ок. 10 тыс. тонн. К настоящему моменту устарели как по оружию, так и по броне. Проходят модернизацию в сухом доке на Бермудах, которая должна закончится в 1872. По возвращении в строй будут иметь впечатляющую скорость 14 узлов и вооружение из 8- и 7- дюймовых пушек, способных в идеальных условиях пробить 196 мм брони. Запас хода под паром 3900 км.
Броненосные фрегаты “Защита” и “Сопротивление”
Относятся к флоту Канала. Скорость 11 узлов. Как и в случае с “Воинами”, броня устарела, но установлены 8- и 7- дюймовые пушки (2 и 14). Запас хода ок. 3000 км.
Броненосные фрегаты “Гектор” и “Вэлиант”.
Относятся к резервному флоту. Отличаются от типа “Защита” скоростью 12 узлов и двумя дополнительными 7-дюймовыми пушками и ограниченным (1500 км) запасом хода.
Еще один “фрегат” под 10 тыс. тонн “Ахилл”
Относится к резервному флоту. Довольно похож на "Воина". Несет 22 7-дюймовые пушки и 4 8-дюймовые. Броня устарела, запас хода ок. 3000 км, скорость 14 узлов.
4 броненосца с композитным корпусом “Принц-консорт” представляют собой переоборудованные винтовые линкоры. Приписаны к Средиземноморскому флоту. Один из них имеет прогнивший корпус и будет списан в 1872 году.
Скорость 12 узлов, запас хода 2800 км, вооружены 24 7-дюймовыми пушками, броня устарела.
Маленький броненосный фрегат “Фаворит”, переделанный из деревянного корабля
Приписан к Североамериканской станции, вооружен 8 7-дюймовыми пушками, скорость 12 узлов, броня устарела.
Еще один броненосный фрегат, переделанный из деревянного корабля, приписан к Тихоокеанскому флоту.
Схема бронирования цитадельная, скорость 11 узлов, 20 7-дюймовых пушек.
Еще один композитный броненосный фрегат "Паллас".
Находится на переоборудовании, в 1872 году попадет в Средиземноморский флот. Схема бронирования цитадельная. Будет 6 7-дюймовых пушек, из которых 2 казнозарядные, 13 узлов.

Все вышеперечисленные корабли имеют броню 4.5 дюйма, что для новых тяжелых орудий 70-х картон с любой дистанции, но обеспечивает достаточно надежную защиту от малых калибров и средних, если не в упор.

Почему устаревшие, какой еще картон, а как же уроки Лиссы?

Из Широкорад Александр Борисович "Россия — Англия: неизвестная война, 1857–1907"
В 1863 г. было испытано гладкоствольное 9,2-дюймовое (234-мм) орудие «сомерсет», названное так в честь первого лорда Адмиралтейства герцога Сомерсета. Вес орудия 6,5 т. При штатном заряде в 11 кг 45-килограммовое стальное ядро пробило на испытаниях 140-мм броневую плиту при стрельбе по нормали на дальность 200 м.
На испытаниях в России 9-дюймовые гладкоствольные пушки при заряде 15,25 кг артиллерийского пороха пробивали стальным ядром 114-мм броню, но застревали в деревянной обшивке, пробив только 6-дюймовый (152,4 мм) слой дерева. Чтобы поджечь обшивку, пробовали стрелять калеными ядрами, но они сплющивались при ударе о броню.
15-дюймовая (381-мм) пушка длиной в 11,3 калибра весила 19 656 кг (1200 пудов). Пушка стреляла стальным ядром весом 205 кг и чугунной бомбой весом 165 кг, содержавшей 5 кг черного пороха. В военное время разрешалось стрелять зарядом в 30,7 кг, и ядро при этом имело начальную скорость 361 м/с. При стрельбе стальными ядрами по броневым плитам с дистанции 1800 м 114-мм плита пробивалась насквозь, а в 152-мм плитах делалась выбоина глубиной 127 мм.

...

«Не может быть никакого сомнения в том, — писал в 1869 году главный строитель британского флота Э. Рид, — что английская артиллерия в настоящее время превосходит французскую и заряжание с дула до сих пор оказывалось гораздо лучше, чем с казенной части... Приспособление для заряжания с казенной части крайне неудовлетворительно, и при самых выгодных обстоятельствах самые тяжелые французские пушки не могут сделать более одного выстрела в 2 минуты, тогда как английские большие пушки делают три и четыре выстрела в то же время».


Да, походя стоит развенчать еще один миф: миф о стреляющих 4 раза в час дульнозарядных пушках, по сравнению с которыми казнозарядные были настоящим прорывом. Основан он на практике итальянского флота с Дорой своего времени - 100-тонной пушкой Армстронга. Но тут, во-первых, сама пушка уникальная, во-вторых, места под нее в башне толком не было, что значительно осложняло операции. Обычная практика англичан, как можно заметить, была другой. В то же время, первые казнозарядные пушки не отличались очень удобным или надежным затвором, и с основным пожирателем времени и сил - транспортировкой тяжелого снаряда - при переходе к казенному заряжанию никакого прорыва не случалось. Прорыв в виде создания казнозарядных пушек крупного калибра, делающих один выстрел в минуту, произошел, внезапно, в России. Ключевые слова - пушка обр. 1867 года.

Из Денисов Аркадий Пантелеймонович, Перечнев Юрий Георгиевич "Русская береговая артиллерия"

По своим баллистическим качествам русские береговые орудия образца 1867 года являлись в то время лучшими в мире. Так, снаряд 9-дюймовой пушки на расстоянии одного километра пробивал броню толщиной до 203 миллиметров. Это орудие выдерживало до 700 выстрелов, превзойдя по прочности все западноевропейские береговые орудия того времени. Многие государства Европы после испытания русского 9-дюймового орудия отказались от ранее введенных артиллерийских систем англичанина Армстронга и приняли на вооружение русский образец. Самым же сильным орудием береговой артиллерии являлась 11-дюймовая пушка — по бронепробиваемости она превосходила 12-дюймовую пушку системы Армстронга.

А специфика битвы при Лиссе заключалась в том, что у австрийцев были старые бронзовые гладкоствольные пушки, у итальянцев же кривые руки. Деревянный винтовой линейный корабль, участвовавший в бою на стороне Австрии, пережил его так же благополучно, как и корабли с железной броней, а это показатель. Тем не менее, из-за отсутствия ИРЛ эскадренных сражений броненосцев, опыт единственного имеющегося гипертрофировался и порождал явление "лиссобесия", то есть, массовой установки на корабли таранов и адаптации их для таранного боя. Впрочем, за испытаниями новой артиллерии Рид и ему подобные тоже следили, и именно поэтому перешли к сложным схемам бронирования, при которых защищены были только жизненно-важные части корабля, зато на совесть. Даже сами австрийцы после Лиссы перешли к казематным броненосцам.

Однако даже тонкая броня в 4.5 дюйма (114 см) лучше, чем никакой. Во-первых, потому что, как станет понятно чуть ниже по тексту, в 70-х все еще более чем реально нарваться на пушки, которые ее не пробивают, или пробивают только с пистолетного выстрела. Во-вторых, пробивается она стальными или чугунными ядрами, а бомбы об нее все еще разбиваются. То есть, с точки зрения живучести под огнем происходит как минимум возврат к началу столетия, когда пушек Пексана еще не было. А на самом деле больше, ведь пробивая броню, ядро теряет часть своей энергии. В-третьих, табличные данные с испытаний говорят об уверенном пробитии при стрельбе по нормали, но в бою это всего лишь означает возможность пробить при удачном попадании. Свойство снаряда разрушать твердые предметы зависит от проекции импульса на нормаль к поверхности: снаряд, прилетающий под углом, пробивает броню хуже.

Великобритания - список нормальных броненосцев


HMS Minotaur

Три броненосца “Минотавр”
представляют собой увеличенную версию “Ахилла”, с лучшей броней, вооружением и более мощным двигателем.
Скорость 14 узлов, запас хода 2800 км, 24 7-дюймовые пушки, 4 9-дюймовые. Броня местами усилена до 5.5 дюймов, что лучше, чем 4.5, но от современной артиллерии все равно не обеспечивает надежной защиты.
Композитные корабли “Лорд Клайд” и “Лорд Варден”
Приписаны к Средиземноморскому флоту. Скорость 13 узлов, артиллерия 2 × 9-дюймовых 14 × 8-дюймовых 2 × 7-дюймовых нарезных дульнозарядных пушек, броня также местами усилена до 5.5 дюймов. ИРЛ “Лорд Клайд” в 1872 году пострадал в столкновении с другим кораблем и был списан.
Переделанный винтовой линкор “Роял Альфред” - флагман Североамериканской станции.
Скорость 12 узлов, 10 9-дюймовок, 8 7-дюймовок, броня 4 дюйма вдоль всего борта, 5 дюймов на центральной батарее.

Простая схема бронирования "вдоль всего борта" закончилась, потому что к Риду пришло понимание возможностей новых пушек. Дальше идут цитадельные (они же казематные, они же "с центральной батареей") броненосцы, которые оставляют оконечности корпуса незащищенными ради лучшего бронирования машин, ватерлинии и центральной батареи.
Цитадельный броненосец (фрегат) “Рипульс”
Скорость 12 узлов, броня 6 дюймов, 12 8-дюймовых пушек, 4 торпедных аппарата. Приписан к Тихоокеанскому флоту.
Броненосный корвет “Пенелопа”
12 узлов, 2500 км, 8 8-дюймовых пушек, 3 5-дюймовых казнозарядных, брона батареи 6 дюймов, ватерлинии 5-6.
Приписана к флоту Канала. Уникальный в своем роде корабль, потому что других таких малюток у англичан среди боевых кораблей не было.
Броненосный фрегат “Беллерофон”
Скорость 14 узлов, 10 9-дюймовых, 5 7-дюймовых пушек, броня 5-6 дюймов, до 8 дюймов на переднем каземате.
В 1871 году служит в Средиземноморском флоте.
4 броненосных фрегата тип “Дерзкий”, служат в дальних водах.
Скорость 13,5 узлов, 10 9-дюймовых, 4 6-дюймовых пушек, броня 6-8 дюймов.
4 примерно таких же в постройке, будут готовы в 1872-3

Pride of a nation...

HMS Monarch

Казематный броненосец (под 9 тыс. тонн) “Геркулес” открывает список мощнейших броненосцев в мире
14,7 узлов, 8 × 10-дюймовых(скорострельность 3 выстрела в 2 минуты, вспоминаем миф о медленных дульнозарядных пушках), 2 × 9-дюймовых, 4 × 7-дюймовых нарезных казнозарядных пушек. Броня батареи 6-8 дюймов, пояс 6-9 дюймов.
Приписан к флоту Канала.
“Султан” будет готов 10 октября 1871 и вступит в состав флота Канала.
Примерно соответствует “Геркулесу”, но на 2 9-дюймовые пушки больше.
Башенный броненосец “Монарх”, приписан к флоту Канала.
Скорость 15 узлов под паром до 13 узлов под парусами. 4 12-дюймовые пушки в башнях, 2 9-дюймовые и 1 7-дюймовая погонные. Броня цитадели 7 дюймов, экранов 5 дюймов, башен 10 дюймов, переднего каземата 8 дюймов, остальное 4.5 дюймов.
Башенный броненосец (сверхлинкор) “Девастейшн”, первый спущен на воду, но укомплектовывается ИРЛ еще два года, второй будет спущен в 1872, укомплектован ИРЛ в 1877, в условиях обострения отношений с Францией процесс может пойти быстрее.
Скорость 14 узлов, 4 12-дюймовые пушки в башнях, броня цитадели 10-12 дюймов, башни 12-14.
Еще один подобный корабль - “Дредноут” в постройке.


Самое интересное - классификация

На этом полноценные броненосцы заканчиваются. Систематизировать такой зоопарк сложно, но я рискну ввести следующие категории:

1) Сверхлинкор. Сюда попадают корабли с цитадельной схемой бронирования, чья броня может обеспечить защиту от тяжелых орудий в широком классе случаев. При этом, сами они должны быть вооружены тяжелой (10+ дюймов) артиллерией и иметь водоизмещение не менее 8 тысяч тонн. Короче, эти корабли обладают подавляющим превосходством над активными броненосцами любых других стран. Сюда относятся типы “Девастейшн”, “Монарх”, “Геркулес”, всего 3 корабля готово, 3 на подходе.

2) Броненосный фрегат. Сюда попадают корабли с актуальной (свыше 5.5 дюймов) толщиной брони, обычно казематной схемы, водоизмещением около 6 тысяч тонн с артиллерией калибра 8-9 дюймов. Типы “Дерзкий”, “Беллерофон”, “Рипульс”, “Лорд Клайд”, “Роял Альфред”, всего 11 кораблей готово, 4 на подходе. Если водоизмещение меньше, это броненосный корвет, он один - “Пенелопа”. Есть 3 тяжелых броненосных фрегата “Минотавр” того же качества, но водоизмещением 10 тысяч тонн. В принципе, это уровень, характерный для большинства других европейских стран.

3) Условно броненосный фрегат. Сюда попадает старье с "картонной" броней и в основном 7-дюймовыми пушками. Хоть они и не способны драться на равных с современными броненосцами, но все еще на голову превосходят чисто деревянные корабли. 3 тяжелых, из них 2 на переоборудовании, 9 обычных, 2 легких “корвета”, из них 1 на переоборудовании.

Общее число мореходных броненосцев - 29 в строю и 10 на подходе.

Броненосцы поменьше и послабее


Бронированный шлюп, 10 узлов, 1.3 тыс. тонн, 4 7-дюймовые пушки, броня 4.5 дюйма.
Находится в резерве.
Экспериментальный бронированный шлюп с примерно такими же параметрами. Входит в Средиземноморский флот.
Таранный броненосец на 5.5 тыс. тонн, находится в постройке, будет иметь скорость 14 узлов, 2 10-дюймовые пушки в башне, 2 64-фунтовые гладкоствольные ретирадные, броню каземата 11-14 дюймов, палубы 2-3 дюйма.
Таранный броненосец на 4.5 тыс. тонн, находится в резерве. Скорость 12.6 узлов, 12-дюймовая пушка в башне, 2 64-фунтовые ретирадные. Броня 6-11 дюймов.
Два двухбашенных броненосца по 2.7 тысяч тонн, один на Бермудах, другой в резерве. Скорость 10.5 узлов, 4 9-дюймовые пушки в двух башнях, броня пояса до 4.5 дюймов, башен 5.5 - 10 дюймов.
Броненосец береговой обороны 3,7 тыс. тонн, в резерве. Скорость 11 узлов, 4 9-дюймовые пушки в двух башнях, броня пояса до 4.5 дюймов, башен 5 - 10 дюймов.
4 двухбашенных монитора, в постройке, будут готовы в 1872.
Спаренные 9-дюймовые пушки в башнях, броня 6-8 пояс, 8-9 каземат, 9-10 башня. Скорость 11 узлов.
Монитор на 5 тысяч тонн, 2 12-дюймовые и 3 легкие скорострельные пушки, скорость 12 узлов, броня цитадельная 10-12 дюймов, 6-8 наверху, 3 палуба. Исторически достроен 12 февраля 1872 года и сразу отправлен в резерв.
Три монитора, один в Австралии, два в Бомбее. 4 10-дюймовые пушки, броня 6-10 дюймов.

Таким образом, всего у Англии 9 таранов, мониторов и броненосцев береговой обороны, и еще 4 на подходе.

Великобритания - деревянный флот

Списки можно найти в Википедии, если правильно сформулировать запрос. И они впечатляют. В начале 70-х у англичан все еще находятся в строю винтовые линейные корабли. В основном в резерве, правда, но от некоторых из них окончательно избавились (ИРЛ) аж в ХХ веке.

Мне удалось насчитать 22 линейных корабля, построенных как парусные и переоборудованные в паровые, не считая тех, которые на 1871 год потенциально рабочие, а не используются как склад, тренировочный корабль или что-то в этом духе. Правда, в основном они просто стоят в гаванях как плавучие батареи для обороны, и вооружены соответственно - тем же, чем были в Крымскую войну. То есть, боевая ценность их ограничена, но у Великобритании много удаленных гаваней в Индии и Китае, где хорошо бы чему-то такому постоять.

Кроме того, 12 линейных кораблей, изначально построенных как паровые, все еще в строю.
ИРЛ большинство этих кораблей последний раз выходили в море примерно в кампанию 1870-го и даже старыми гладкоствольными пушками недоукомплектованы, не говоря уже о новых, способных пробивать броню. Печальна судьба корабля, который достраивается уже устаревшим. Но в условиях обострения отношений с Францией их гипотетически можно вывести из резерва, чтобы использовать в качестве транспортных кораблей, либо для поддержки десанта, либо в бою, но на второстепенных направлениях. Современных пушек на них, ясное дело, не будет, их даже для броненосцев не вполне хватает. Но учитывая, что значительная часть кораблей вероятного противника - все еще такой же деревянный флот, эту армаду рано списывать со счетов.

HMS Inconstant
Винтовые фрегаты тоже готовы поучаствовать в драке пенсионеров за парковку.
В 1871 году 3 колесных фрегата точно в строю, еще по двум нет данных, все построены в 40-е, имеют слабое вооружение. 1 легкий (1.5 тыс. тонн) винтовой фрегат постройки 40-х все еще в строю, 6 тяжелых (4 тыс. тонн) винтовых фрегатов постройки 50-х точно в строю, по 8 нет данных, но, вероятно, тоже в строю, т.к. это другие корабли тех же типов. Возможно, несколько из них погибли в авариях. 4 тяжелых винтовых фрегата постройки 60-х в строю, 1 на подходе.
Итого 18(+1) тяжелых фрегатов, 4 легких, которые правильно переквалифицировать в корветы, но не позволяет гордость.
Отдельного внимания заслуживает быстроходный цельнометаллический фрегат Inconstant, не имеющий аналогов в мире. Два однотипных фрегата Raleigh и Shah на подходе, ИРЛ достроены в 1873.

Также в строю 19 корветов постройки 50-х и 60-х, 3 парусных постройки 40-х.
Отдельно стоит выделить два быстроходных корвета, по водоизмещению сопоставимых с фрегатами.

Также мне удалось насчитать 9 колесных шлюпов, все еще находящихся в строю на правах авизо, но это число потенциально может быть в 2 или 3 раза больше, т.к. про многие однотипные корабли не удалось установить, когда они были списаны. Но это не важно, потому что винтовых шлюпов в строю 33, чего заведомо достаточно для исполнения положенной им функции.

Итого 1 быстроходный фрегат, 2 быстроходных корвета, 18 фрегатов, 26 корветов, 42 (потенциально до 60) шлюпа.

"Быстроходными" называются обладатели максимальной скорости 15 и более узлов, как существенно превосходящей типичную для кораблей того времени. На самом деле, большинство современных броненосцев имеет скорость 12-13 узлов. Скорости 12 узлов достигают под парусами (в идеальных условиях) фрегаты постройки 50-х и начала 60-х, составляющие основу легких сил европейских флотов. Характерная их скорость под паром и вовсе в районе 10 узлов. Так что, корветы типа Volage и фрегаты типа Inconstant (забавно, что их имена - синонимы) действительно на голову превосходят другие корветы и фрегаты европейских стран. По цене, кстати, тоже. А по водоизмещению Volage даже некоторые фрегаты обгоняет. Превосходство даром не дается.

Касательно организации

Все это великолепие выглядит уже не так внушительно, если учесть, что оно размазано по всему миру. Двумя основными ударными силами Royal Navy были флот Канала и Средиземноморский, противостоявшие, соответственно, Атлантической и Тулонской эскадрам Франции. Флот Канала обычно получал самые мощные и современные корабли, так как от него напрямую зависела безопасность метрополии. При необходимости, он мог быть усилен Резервным флотом, куда зачислялись корабли, не соответствовавшие высоким стандартам. Когда я говорил о местах базирования некоторых броненосцев, то упоминал и другие флоты, в частности, Североамериканский с базой на Бермудах, и Тихоокеанский, в зону ответственности которого входило Западное побережье Америки. Но на этом дело не кончается: станции были по всей огромной Британской империи, то есть, по всему миру, и на всех этих станциях дежурили корабли. На самых важных - броненосные. Например, можно вспомнить два монитора, защищающих Бомбей, или флагман Тихоокеанского флота "Рипульс", бывший вполне современным броненосцем. Источники богатства Британской Империи были надежно прикрыты.

И эти станции давали дополнительное неочевидное преимущество. Дело в том, что внушительные параметры по броне и пушкам при малом водоизмещении обычно достигаются за счет серьезно ограниченной автономности как по углю, так и по припасам. Сочетание хорошей скорости и радиуса действия, хорошей брони и живучести при ограниченном водоизмещении неизбежно означает слабое вооружение относительно кораблей, предназначенных для действий с опорой на плотную сеть баз. Разница между броненосцами и броненосными крейсерами в первую очередь в этом, а так крейсер запросто может быть больше броненосца. Именно поэтому “Генерал-Адмирал” числится в “списке русских инноваций”, хотя по чисто боевым качествам вообще ничем примечательным не является. Способность пройти под паром 11 тысяч км без бункеровки для кораблей того времени совершенно не характерна. Это особенно важно если учесть, что в 1870-х основным, если не единственным способом бункеровки было "с причала". Бункеровка в море на ходу появилась гораздо позже, и если я проспал какие-то важные упоминания, то буду очень благодарен тому, кто напомнит мне.

Причем если вы создаете корабль для внутреннего моря, экономя водоизмещение на автономности, то это его свойство конструктивно неустранимо без серьезного разоружения (или не менее серьезного апгрейда двигателей), так как корпус не резиновый. Плотной сети баз в реалиях 1870-х нигде за пределами Европы ни у кого из европейских держав, кроме Великобритании, нет. И даже Великобритания так долго сохраняла на океанских броненосцах рангоут именно потому, что в общем случае не могла гарантировать своевременную бункеровку. А вовсе не потому, что “ретрограды в адмиралтействе”. Характерный запас хода, который я упорно привожу в параграфе про устаревшие броненосцы, говорит сам за себя тому, кто посидит над картой и померяет расстояния. От Тулона до Джибути, например, 5000 км, а от Джибути до Бомбея еще 3300. Так что, французский корабль, способный добраться до того же Бомбея, будет дополнительно ограничен в своих возможностях по сравнению с поджидающими его там мониторами из-за необходимости экономить уголь.

Собственно, в этом заключается ответ на заданный мне недавно вопрос, почему бы не развивать вместо крейсеров, адаптированных под перехват цели в море, десантные корабли, способные прорвать блокаду и атаковать непосредственно средства производства. Средства производства защищены качественно лучше, и одиночным фрегатом тут уже не отделаешься. В то время как остановить торговое судно способен любой вооруженный пароход.
Tags: история, кораблики, техника
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments