nik_pog (nik_pog) wrote,
nik_pog
nik_pog

Categories:

Морской баланс сил между Великобританией и Францией в 1870-х (ч.3)

В прошлый раз мы выяснили, что Наполеон идет искать друзей. И ситуация дополнительно усугубляется тем, что Виктория тоже. И находит, раз уж война случилась. Почему так категорично? Потому что морем ценности только перевозят, а средства производства в большинстве своем расположены на суше. Каким бы грустным для Франции ни был баланс сил по флоту, по армии для Великобритании все гораздо печальнее. В 1870-х, где Германии не случилось, а случился сильно урезанный СГС, Французская армия представляет наибольшую опасность в Европе, и только русская армия может вести с ней боевые действия на равных. У нее, конечно, есть проблемы с оснащенностью и обученностью, но это все еще полмиллиона человек в действующей армии, и после мобилизации общая численность может быть увеличена до двух миллионов. Без учета лояльного Франции Южногерманского Союза. Для сравнения, урезанный СГС может рассчитывать максимум на 400 тысяч, и около 1200 тысяч после мобилизации, и качество их в условиях урезанных финансов не будет соответствовать таковому ИРЛ. Численность армий Италии и Австро-Венгрии примерно 300-350 в действующей и 800 тысяч после мобилизации, Османской империи - 210 и 700. Для британской армии все намного хуже. У королевы Виктории под ружьем ок. 200 тысяч человек в действующей армии и еще примерно столько же добровольцев в нерегулярных подразделениях. Да, никакой призывной системы. Полтора десятилетия изучения опыта Крымской ничем не закончились: в Англии доминируют консерваторы, которые полагают, что реформы будут разрушительны для армии и настаивают на следовании заветам герцога Веллингтона, игнорируя значительные изменения оружия, тактики, стратегии и военной организации. Несмотря на хорошую оснащённость и подготовку солдат британская армия может выполнять лишь вспомогательную роль в содействии с армией иной великой державы, а самостоятельную войну с Францией вести не может. И этой иной державой будет либо Россия, либо Италия, потому что СГС с Австро-Венгрией взаимно обозлены, и союз с кем угодно из них, таким образом, будет слишком токсичным. Как у России, так и у Италии, есть флот, который надо учитывать.

Вот и получается, что хотя минорные флоты значительно слабее двух крупнейших в мире, их тоже нужно учитывать. Чем и пришло время заняться. В Средиземноморском регионе "большая четверка" морских держав: Италия, Испания, Австрия, Турция. Именно на их примере сильнее всего видна роль личности в истории, потому что все эти флоты, кроме итальянского, - успех, имеющий имя и фамилию.


Италия

Недавно третий флот в мире сейчас в тяжелом состоянии. Последние 5 лет у деморализованной поражением при Лиссе Италии были ОЧЕНЬ большие проблемы с финансированием флота. Поэтому многие имеющиеся по бумагам корабли находятся в плачевном состоянии, многие недоукомплектованы. Команды плохо обучены. Это снижает оценку реальной силы флоты.

Два броненосца “Террибл” и “Формидабл” - легкие условно броненосные корветы с броней 110 мм (причем ламеллярной, то есть, на 25% менее эффективной) вдоль всего борта и скоростью 10 узлов. Имеют по 4 8-дюймовые пушки и 16 6.5-дюймовых. Таким образом, не соответствуют стандартам великих держав ни по скорости, ни по броне, ни по вооружению.
“Ре ди Портогало”, отличается от вышеописанных только тем, что у него размеры нормального фрегата и чуть толще броня. Деревянный корпус к 1871 находится в очень плохом состоянии, фрегат поставлен на прикол и переквалифицирован в учебную мишень.
4 броненосных фрегата типа “Регина Мария Пиа” по вооружению и броне не сильно превосходят вышеописанные, но броня только на центральной батарее, а скорость 13 узлов. Неплохие корабли для времени постройки, но к 70-м устарели.
3 корабля типа “Principe di Carignano”, последний из которых недоукомплектован. Устаревший к началу 70-х батарейный броненосец со скоростью 10 узлов, побольше, чем "Террибл", но по сути то же самое.
Броненосец-таран “Аффондаторе” пережил Лиссу, затонул, поднят в 1870 и снова введен в строй. Преимущество: это башенный броненосец с хорошей паровой машиной. Недостаток: слабая броня и артиллерия, всего две девятидюймовки для фрегата - вообще ни о чем; настолько сильно отличается от прочих кораблей, что в бою может эффективно действовать только водиночку.

Из нового есть два броненосца типа “Рим”, из которых один недоукомплектован. Пушек мало, но пушки мощные. Броня достойная. Вполне актуальные корабли, хоть и все еще уступают английским.
В постройке находятся “Principe Amedeo” и “Palestro”, исторически они были полностью укомплектованы только в 1875 году. Эти казематные броненосцы идейно вполне современные, но носят явные признаки корабля “для бедных”.

Все это называется броненосцами, чтобы хорошо звучало, но, фактически, у Италии есть
- 1.5 нормальных броненосных фрегата;
- один таранный броненосец, чье место в эскадренном бою неясно;
- 4 условно броненосных фрегата;
- 4.5 корабля, которые как бы броненосные, но как броненосцы слишком слабо вооружены и защищены, а как фрегаты - не обладают достаточной скоростью. “Условно броненосные корветы”, так сказать.

Что касается не броненосных кораблей, то в австро-итало-прусскую войну у Италии было 20 винтовых боевых кораблей (плюс один в постройке), 49 боевых и вспомогательных паровых кораблей и 13 парусников, боевых и вспомогательных. Моряки пришли из разных флотов (Пьемонта, Лигурии, Неаполя, Сицилии, Тосканы, Венеции и других областей) и совсем недавно стали считать себя итальянцами, поэтому с координацией действий в рамках эскадры все было очень плохо, что дополнительно усугубляло проблему не унифицированных по скорости и вооружению кораблей. Хорошо никогда не было, а с урезанием финансирования лучше не стало.

[Для понимания разобщенности]Наиболее крупные соединения:
Сардинский флот: винтовой фрегат 5 единиц, парусный фрегат 1, 2 винтовых корвета, 2 парусных корвета, 3 колесных корвета, 2 канонерские лодки, 4 авизо.
Неаполитанский флот: линейный корабль «Ре Галантуомо» (ИРЛ в строю до 1875 года), винтовой фрегат 3 ед., парусный фрегат 2 ед., винтовой корвет «Этна», парусный корвет 2 ед., колесный корвет 12 единиц, 2 авизо.
Сицилийский Гарибальдийский флот: колесный корвет, 2 ед., 2 авизо.
Тосканский флот: винтовой корвет «Маджента», канонерская лодка 4 ед., 1 авизо.

За подробностями по фрегатам - сюда.
Сюда - по корветам
Итого:
- 64-пушечный линейный корабль, 1
- Винтовые фрегаты, 8. К 1869 два из них выведены из состава флота и разобраны.
- Парусные фрегаты, 3. К 1869 все либо выведены из состава флота, либо переоборудованы в блокшивы
- Винтовые корветы, 4
- Парусные корветы, 4 (все разобраны)
- Колесные корветы, 17 (все разобраны?)
- Канонерские лодки, 6 (статус неизвестен)
- Авизо, 7 (статус неизвестен)
Удалось найти данные по 19 корветам из 25 заявленных. Из них 13 (все парусные и колесные) по состоянию на 1870 год выведены из состава флота и 1 превращен в гидрографическое судно. Все винтовые точно в строю. Логично предположить, что разобраны или потеряны почти все колесные корветы, по которым нет данных. Может, осталась парочка.

Такой вот четвертый флот в мире, других у меня для вас нет.

Турция

Некогда могучая морская держава, Османская империя "послесинопского" периода стала сугубо сухопутной. Восстановить былой статус взялся энергичный султан Абдул Азиз, занявший престол в 1861 году. Воспользовавшись тем, что многочисленные деревянные флоты мгновенно потеряли значение, он принял внушительную программу строительства броненосцев, рассчитанную на промышленную базу Англии и Франции.
В 1865-1866 годах вступили в строй корабли типа "Османие", 4 единицы. Пояс 140 мм, 14 8-дюймовых и 1 9-дюймовая пушки Армстронга в качестве главного калибра. Вполне актуальные для своего времени броненосные фрегаты, превосходящие итальянские и австрийские аналоги.
Не менее удачным приобретением оказался и батарейно-барбетный броненосец "Ассари-Тевфик", заказанный уже у Франции. Для своего водоизмещения он был неплохо вооружен, имел железный корпус с двойным дном и полный броневой пояс по ватерлинии. Правда, два расположенных на верхней палубе барбета с 8-дюймовыми пушками сильно увеличивали "верхний" вес, поэтому в ходе одной из его модернизаций барбеты сняли, и корабль превратился в чисто батарейный, но это уже совсем другая история.
В дополнение к этому, турки заказали 4 пары броненосцев береговой обороны у англичан и французов и одиночный “Иджалие” у австрийцев. Разные по типам, они обладали довольно близкими данными: водоизмещение 2000-2700 т, скорость хода 12-13 узлов, вооружение из 4-5 орудий калибром от 7 до 9 дюймов. 2 из них будут достроены в 1874 году. Если классифицировать эти корабли как броненосные корветы, что как минимум в рамках Восточного Средиземноморья корректно, турецкий флот получает еще 63 единицы боевой мощи, будучи таким образом сравним с итальянским и австрийским вместе взятыми.

Османы заказали еще 3 броненосца, строительство которых должно начаться в 1871-2 годах, но из-за тяжелой финансовой ситуации нет уверенности, что они смогут выкупить эти корабли. Особенно если учитывать тяжелую политическую ситуацию, в силу которой Англия может их конфисковать.
Итого:
5 броненосцев 1-го ранга
7 броненосцев 2-го ранга и еще 2 на подходе

В нашей АИ турки смогли выкупить “Фатих”, и таким образом у них есть еще 1 сверхлинкор. Как ни смешно, Османская империя - вторая страна, заимевшая сверхлинкор. Может в море.
[ИРЛ]ИРЛ "Фатих" выкупила Пруссия, но в нашей АИ ей не до корабликов и, скорее всего, даже большая часть имевшегося в 1866 году флота будет продана с аукциона. Так что, у турок было время поскрести по сусекам.

Что касается неброненосных кораблей, то пепел Синопа стучал в сердце султана, и в 50-х у Турции была масштабная кораблестроительная программа. К 1870 году в строю находятся:
- 4 винтовых линейных корабля
- 2 колесных фрегата
- 6 винтовых фрегатов, в основном довольно новых, и еще 4 на подходе, хотя их строительство затянулось
- 13 винтовых корветов, из которых половина английской постройки
Все, что проходит по категории “суда”, в этом списке не числится, но они тоже есть.

Итак, турецкий флот обладает очень достойной по меркам второсортных великих держав матчастью, и будь дело только в этом, уверенно занимал бы третье место в мире. Много кораблей, в большинстве своем хороших и современных. К сожалению, сказать то же самое о подготовке экипажей или офицеров нельзя. Виной тому общая отсталость страны. Для работы с парусами можно завербовать вчерашних рыбаков, но трудно найти достаточно кочегаров и машинистов в глубоко аграрной стране. Артиллерийское дело тоже просто так не дается, а офицерские кадры вообще больной вопрос. Чем дальше, тем очевиднее становилось, что нельзя иметь современную армию, не являясь сильной промышленной державой. Когда в РИ случилась русско-турецкая война, весь этот прекрасный флот перед лицом значительно уступающих сил оказался почти абсолютно бесполезен.

Испания

К 1868 году, когда Испания завершила выполнение своей судостроительной программы, в распоряжении испанских адмиралов оказался четвертый по размерам флот в мире. Это был сбалансированный по типам кораблей инструмент для реализации морской политики. Технически флот, созданный амбициозной королевой Изабеллой II, соответствовал мировым стандартам… но эти стандарты меняются слишком быстро, и корабли стремительно устаревают. При этом, как известно, воюют не корабли, а люди. Пройдя через множество локальных войн, испанские моряки готовы защищать безопасность своей страны. Вместе с тем, имеются проблемы с набором, обучением и достойным обеспечением рядового персонала (по тем же причинам, что и в Турции), а испанские офицеры получают не слишком большое жалование. Однако у испанцев есть большой практический опыт мореходства и ведения боевых действий в разных климатических условиях, который они с успехом применили в кампании на Филиппинах.

ИРЛ в Испании после смерти Изабеллы как раз случился кризис престолонаследия и гражданская война, так что, из европейских политических раскладов она выбыла надолго, как раз до тех пор, пока флот не устарел уже безнадежно. Воевали эти броненосцы в основном друг с другом, и еще немного с прибрежными городами Чили и Перу, причем от перуанцев огребли. Но в АИ ситуация может развиваться иначе, может даже быть так, что новая европейская война начнется из-за Испании. Так что, привожу здесь списки.

4 условно броненосных фрегата: "Нумансия", "Тетуан" (понижен в классификации из-за устаревших пушек и состояния корпуса), "Арапилес", "Сарагоса".

Броненосные фрегаты "Витория", "Мендес Нуньес", +1 в постройке - "Сагуто". Из-за гражданской войны его постройка ИРЛ была бесконечной: заложенный в 1863 году он вступил в строй только в феврале 1877.

Кстати, battleships.spb.ru с испанскими броненосцами не порадовал, огульно гребя как "почти однотипные" корабли, которые на самом деле построены по совершенно разным проектам и довольно заметно друг от друга отличались. Добавляло отличий и то, что, не имея нормального производства артиллерии у себя, испанцы покупали ее с миру по нитке, и в итоге даже на одном корабле могли оказаться орудия совершенно разных систем, что добавляло проблем логистике.

С легкими силами у испанцев на первый взгляд не так уж и плохо. Из винтовых фрегатов 2-го и 3-го классов, вступивших в строй в 1857-1862 годах (водоизмещение — от 3075 до 3210 т), в строю остается пять: Blanca, Asturias, Concepción, Carmén и Lealtad. В 1864-1865 годах Армада пополнилась тремя так называемыми “большими фрегатами” водоизмещением от 3960 до 4460 т — Gerona, Almansa и Navas de Tolosa. Они соответствуют американской концепции корабля, который мог бы сражаться против британских и французских паровых линкоров и выступать в роли истребителя торговли — быстроходного винтового фрегата водоизмещением более 4000 т с батарей бомбических пушек калибром не менее 8 дюймов (203 мм). Кроме захваченного у чилийцев в 1866 году корвета Tornado (водоизмещение 2100 т), испанцы располагали одним корветом 1-го класса Doña María de Molina (водоизмещение 1670 т) и четырьмя корветами 2-го класса водоизмещением по 750 т: Consuelo, Vencedora, África, Diana. На самом деле, ни один из этих кораблей не перевооружался на современные казнозарядные орудия, и все они к 70-м годам были не в лучшем состоянии.

Кроме нескольких десятков малых колониальных канонерских лодок водоизмещением менее 100 т, интересы короны на Кубе и в Испании защищало всего 17 винтовых канонерских лодок водоизмещение от 208 до 630 т. Эти весьма полезные кораблики сражались с пиратами, осуществляли блокаду берегов во время восстаний, поддерживали своим огнём пехоту и перевозили важные грузы.

В общем, бой с эскадрой английского или французского флота для испанского закончился бы предсказуемо, но вот с какими-нибудь итальянцами они драться вполне способны.

Австро-Венгрия

Вплоть до поражения во Второй войне за независимость Италии Австрия никогда не имела большого флота. В конце 50-х флот состоял из 4 фрегатов, 4 корветов (все парусные) и 2 колесных пароходов. Своим рождением флот Австро-Венгрии обязан эрцгерцогу Фердинанду Максу, который благодаря своему статусу мог без особых проблем выбить любое необходимое финансирование. В итоге получился пример создания мощного и боеспособного флота, выигравшего Лиссу, за одно десятилетие при наличии политической воли. Что характерно, флот построен преимущественно самими австрийцами, потому что из-за дипломатической изоляции у них были серьезные проблемы с закупками вооружения за рубежом, вплоть до того, что приходилось маскироваться под агентов КША. Под руководством Тегетгоффа боевой дух флота на высоте, выучка тоже, и активная судостроительная программа продолжается. Этим Австро-Венгрия выгодно отличается от испанцев и турок, которые корабли купили, а флот не купили, потому что десять кораблей и тысяча моряков это еще не флот. В первой половине 70-х Австро-Венгрия введет в строй 3 казематных броненосца, к концу десятилетия планирует иметь 15 броненосцев. ИРЛ этим планам не суждено было сбиться, потому что преемникам Макса и умершего от пневмонии Тегетгоффа финансирование выбивать было все труднее, и развитие заглохло.

Но что если я скажу, что в нашей АИ Тегетгофф не умер в 1871. Более того, обзаведясь на общем кураже колониями, Австро-Венгрия охотнее вкладывает деньги во флот. Броненосцы класса Kaiser Max отправлены “на модернизацию”, настолько глубокую, что это подразумевает строительство нового корабля с именем старого (на 4 года раньше ИРЛ). Строится большая серия корветов класса Frundsberg для службы в колониях и, возможно, что-то более грандиозное. Глядя на русскую программу по созданию броненосных крейсеров и имея доступ к французским паровым машинам, Тегетгофф пытается пробить через правительство свой ответ "Минину"... и тоже, параллельно русским, развивает концепцию "крейсерских ударных групп".

Однако, у австрийского флота есть и объективно слабые стороны:
- Отсутствие доступа к современным технологиям, в частности, артиллерии, привело к вооружению кораблей устаревшими бронзовыми пушками. Эта проблема решается, но медленно и в основном за счет закупок в Англии и СГС, с которыми в нашей АИ могут быть проблемы. С броней и башнями тоже проблемы.
- Слабые паровые машины и плохая маневренность. Диаметр циркуляции в 16 длин корпуса? Легко.
- Отсутствие сколь-нибудь серьезного опыта у кораблестроителей привело к тому, что корабли, построенные в начале 60-х, почти все находятся в очень плохом состоянии и вряд ли способны к длительной кампании за пределами Адриатики.
- Изначальная ориентация на внутренние моря ведет к неспособности броненосцев действовать за пределами плотной сети баз.

О людях поговорили, теперь о кораблях.
Drache-class два броненосных корвета (“Дракон” и “Саламандра”) с деревянным корпусом. По стандартам начала 70-х слабо вооружены, плохо бронированы и имеют низкую скорость. “Дракон” сильно изношен, “Саламандра” в пристойном состоянии.
Kaiser Max class 3 вполне актуальных на момент постройки, но устаревших к началу 70-х броненосных фрегата: “Кайзер Макс”, “Принц Ойген” и “Дон Жуан”. Все корабли страдали от тех же проблем, что и русский Балтфлот: ограниченная мореходность за пределами Адриатики. В 1867 году были доработаны, чтобы исправить эту проблему. Довольно бесполезный шаг, поскольку к 1870 году все три корабля сильно износились и вряд-ли способны к длительной кампании в Средиземном море.
Erzherzog Ferdinand Max class два корабля, неплохих на момент постройки и вроде бы удовлетворяющих критерию броненосного фрегата без условностей, при условии, что получат нормальную артиллерию. Хотя по стандартам великих держав они слабоваты, эти корабли могут быть применены в любой точке Средиземноморья и возможно даже в Атлантике.
“Лисса” - казематный броненосец, не лучший в мире, но вполне пристойный. Проблема с артиллерией наконец-то решена.
“Кустоза” - еще один неплохой броненосец, достраивается. ИРЛ спущен на воду в 1872 и введен в строй в 1875.
“Эрцгерцог Альберт” - еще один броненосец по индивидуальному проекту, заложен в 1870, ИРЛ спущен на воду в 1872 и введен в строй в 1874.
“Кайзер” изначально 92-пушечный линкор, отличившийся при Лиссе слабоумием и отвагой, в 1869 отправлен в сухой док для переоборудования в еще один казематный броненосец. ИРЛ был готов в таком качестве в 1875.

Итого:
3 броненосных фрегата, хоть и слабоватых
5 устаревших и находящихся в плохом состоянии условно броненосных условно фрегатов.

Касательно не броненосных кораблей, в битве при Лиссе участвовали: 5 винтовых фрегатов (из них один взорвался в 1869, один точно в плохом состоянии и будет выведен в 1872, один точно в хорошем состоянии), 1 винтовой корвет, 8 канонерских лодок 1 винтовой тендер, 3 парохода. Разумно предположить существование некоторого количества винтовых корветов и авизо, в бою не участвовавших.

А чего там Греция?

В качестве еще одной страны, которая приобретала броненосцы, отметилась Греция. Однако, кроме двух броненосных корветов "Василиса Ольга" и "Базилевс Георгиус", которые в целом сопоставимы с турецкими ББО, у Греции практически ничего нет. 1 парусный фрегат, 1 парусный корвет, несколько шхун и барков, - это все, что осталось от греческого флота Войны за независимость после “Великого преступления”, когда пришлось с помощью иностранцев долбить свой восставший флот. В правление короля Оттона, флоту была отведена второстепенная роль. Действительный период реорганизации и расширения ВМФ начался через полвека, при премьер-министре Харилаосе Трикуписе (с 1875 года). Проделанная в этот период работа стала предпосылкой греческих морских побед в Балканских войнах.

Есть еще Португалия, но она наоборот оставила свое морское величие позади. Как и свою независимость, став фактически виноградным придатком Англии. Времена величия португальского флота остались в далеком прошлом. У этой страны в начале 70-х есть один 80-пушечный парусный линейный корабль “Васко да Гама”, актуальный скорее как символ, чем как боевая единица, 4 винтовых корвета собственной постройки и 4 купленных у Великобритании, 8 канонерок. В общем, флот способен выполнять самостоятельно только патрульные и крейсерские функции.

Выводы по Средиземноморью

Итак, в Южной Европе есть четыре державы, обладающие довольно многочисленными броненосными флотами. Внушительнее всего выглядит турецкий, но только если не смотреть дальше матчасти. С точки зрения подготовки, что-то из себя представляют Испания и Австро-Венгрия. Реальная надежда у Франции может быть на морскую помощь только от последней, и если в нашей АИ Тегетгофф не заболел пневмонией, а наоборот выжил, продолжая возглавлять австрийский флот все 70-е, это вполне серьезная надежда. Надежда на Турцию может заключаться скорее в том, что турки помогут взять на испуг, но практика русско-турецкой войны 1877-8 это для нашей АИ послезнание, и набить себе цену как союзник Османская империя с помощью формально большого и современного флота может.

Есть еще морские державы Северной Европы, в основном там труба пониже и дым пожиже (в буквальном смысле слова, ха-ха) но о них я расскажу в следующем посте, этот и так слишком объемный получается.
Tags: история, кораблики, техника
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment